Главные новости дня / Статьи / Святая картина в плену мафии

Святая картина в плену мафии

Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием
Картина «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием»

Жизнь итальянского художница ХVI — ХVII веков Микеланджело Меризи да Караваджо наполнена тайнами и легендами, которые мистическим образом перешли на его картины. Одной из главных загадок является судьба картины «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием», украденной более 40 лет назад. В рейтинге похищенных мировых шедевров живописи эта картина занимает третье место.

Эту картину Караваджо написал в 1609 году, за год до своей смерти, на Сицилии, куда бежал из Рима после совершенного им убийства (характер у реформатора европейской живописи был эксцентричный и агрессивный).

До конца 60-х годов ХХ века полотно висело за алтарем оратория Сан-Лоренцо в центре города Палермо. Это были тяжелые для Италии времена всемогущей мафии. Ораторий отпирали только по воскресеньям, чтобы провести мессу, и картина не охранялась вообще. 18 октября 1969 года, в субботу, служительница пришла в ораторий, чтобы подготовить его к богослужению, и увидела, что в помещении все перевернуто, словно ураган прошелся. Серебряное распятие, находившееся обычно на алтаре, валялось на стуле, по полу разбросаны
подсвечники. Но самое главное, не было картины за алтарем! Кроме нее воры прихватили из оратория множество сколько-нибудь ценны предметов и даже кое-что из мебели: места для певчих из резного и позолоченного дерева, скамейки из ценных древесных пород, украшенные перламутром.

Полиция выяснила, что преступники проникли в ораторий через хлипкую дверь, открыв засов с улицы с помощью ножа. Картину они вырезали ножом из рамы — вероятно, из-за
больших размеров: 256 на 187 см. А разгром, по версии следствия, могли довершить мародеры, прельстившиеся открытой дверью. Не смогли установить только, когда именно произошла кража. Служительница уверяла, что в прошлую субботу, неделю назад, картина была на месте.

Только через 11 лет всплыл первый след — журналист Питер Уотсон, много лет занимавшийся поиском шедевра, издал книгу «Заговор против Караваджо». Он писал, что недавно в городке Лавьяно ему предложили купить эту картину и показали фотографию. Но сделка не состоялась — по мистическому совпадению, городок через несколько дней был разрушен землетрясением.

Прошло еще почти 30 лет‚ прежде чем появилась новая версия. Во время судебного процесса по делу бывшего итальянского премьера Джулио Андреотти, бывший мафиози Маоиино Маннойя заявил, что он участвовал в краже картины Караваджо по заказу мафии, но не назвал имя заказчика. Пояснил, что заказчик отказался от картины — она была сильно повреждена во время кражи.

Однако сразу после этого признания пошли слухи, что Маннойя украл другую картину и просто забыл, какую именно. А «Рождество» Караваджо похитили непрофессионалы и
продали ее боссу мафии Розарио Риккобоно. Он потом был убит, а картина перешла к другому «крестному отцу» — Джерландо Альберти — и много лет украшала его виллу.

Итальянская полиция и ФБР тщательно отрабатывали всю появлявшуюся информацию, но следствие по-прежнему буксовало. Последняя из существующих версий и вовсе печальная. Осужденный на пожизненный срок мафиози Гаспаре Спатуцца, ссылаясь на рассказ своего бывшего босса Филиппо Гравиано, с которым он отбывал срок в одной тюрьме, рассказал полиции, что картина была передана на хранение «семье» Пуллара и хранилась на свиноферме в ужасных условиях. Полотно частично съели свиньи и крысы, а то, что осталось, потом просто сожгли.

Тем не менее, картина все еще числится в итальянском списке ФБР самых разыскиваемых мировых шедевров живописи и сегодня уже стала буквально бесценной, если учесть, что на момент кражи полотно оценивали в 20 миллионов долларов.

Читайте также

Порфирий Иванов

Порфирий Иванов

Порфирий Иванов прошел путь от сельского воришки до лидера одной из культовых тоталитарных сект, обещающих ...